К 80-летию освобождения поселка Волоконовка
Накануне юбилейной даты, такой значимой и важной для каждого волоконовца, мы с огромным чувством гордости и уважения к поколению победителей размещаем воспоминания о тех далеких днях Валентины Петровны Холошиной. Находясь в почтенном возрасте, учитель Валентина Петровна более трех десятков лет посвятила любимому делу - обучению математике школьников нашего поселка. В настоящее время проживает одна и пользуется услугами социального работника. Свои воспоминания Валентина Петровна самостоятельно записала в тетрадь и передала в Комплексный центра социального обслуживания населения Волоконовского района. Чтобы помнили…
Как освобождали поселок Волоконовка
Улица проспект Гая расположена близко от железной дороги. В годы Великой Отечественной войны железную дорогу часто бомбили немецкие самолеты, так как по железной дороге шли военные поезда. А улица Низовая, или Надречная (ныне 60 лет Октября) далеко от железной дороги, в стороне от центра поселка. Там было гораздо тише, и мы часто, спасаясь от бомбежек, уходили к своим знакомым, жившим на этой улице.
День 20 января 1943 года был очень беспокойным. Часто налетали и бомбили поселок немецкие самолеты, поэтому мы и наши соседи днем ушли к знакомой женщине Олейниковой Акулине. Бомбоубежища у нее не было и мы все : и ее семья, и гости находились в ее маленьком доме, а нас было 12 человек.
Ночью с 20 по 21 января начались бои за Волоконовку. Было очень страшно. Без конца слышали разрывы бомб, русских и немецких снарядов, трескотня пулеметов. Взрослые всю ночь не спали.
Рано утром проехали наши разведчики на замаскированных белыми покрывалами лошадях и спрашивали: «Есть ли в домах немцы?». Но мадьяры, расквартированные в домах по улице Низовая, ушли еще 18 и 19 января. Красноармейцы ехали от центра поселка по направлению к селу Заломное.
Жители, кто мог сохранить, на воротах укрепляли красные флаги. Примерно через час после проезда разведчиков, мы услышали желанные приближающиеся крики «Ура!», «Ура!». Это наши родные доблестные воины, освобождая один за другим населенные пункты, вступили на территорию Волоконовки. В центре поселка было много людей. Все радовались, поздравляли с победой и обнимали друг друга.
Волоконовка была освобождена 21 января 1943 года. 22 января в поселке Волоконовка было тихо. Но освобождение района еще продолжалось. На нашем огороде (проспект Гая дом 45) и на лугу (между улицами проспект Гая и Низовая) через определенные промежутки были поставлены 4 дальнобойных орудия и стреляли по направлению Красного Пахаря.
Сразу же 22 января все жители приступили к восстановлению разрушенного народного хозяйства. От наших школ (большое и маленькое здания) осталась только кирпичная часть. Окон и дверей не было. На полу был слой штукатурки толщиной больше метра. Все было восстановлено старшими школьниками, учителями и родителями (я в 1943 году училась в 8 классе). Сначала отремонтировали небольшое здание и учились в 3 смены, а позже отремонтировали и основное.
Через неделю после освобождения Волоконовки работал на полную мощность ремонтно-механический завод, тогда это была МТС. Рабочие ремонтировали технику красноармейцам. В период оккупации работал только литейный цех, который делал вилки и ложки, что не требовалось немцам. Перед приходом немцев все станки были спрятаны.
1 мая колонна школьников и рабочих МТС шла на митинг под красными знаменами, так как рабочие и завуч средней школы Клавдия Михайловна Монькина сохранили знамена. Клавдия Михайловна в период оккупации, рискуя жизнью, хранила школьное знамя в подушке.
События накануне дня освобождения Волоконовки
Примерно 13-14 января 1943 года квартиру нашей соседки по дому (дом двухквартирный) заняли немцы. Герасименко Варвара Максимовна со своим сыном Владимиром пришла к нам. Плакала и говорила: «Немец кричал на нас со словами «шнеллер, вэк!». Не дали одеться и обуться, что делать, куда идти, мороз 40 градусов». Мама успокоила ее, объяснила, что выгнали военные, а не сельское немецкое «правительство». Воинская часть останавливается на 1-2 дня, потом уезжает дальше. Пока будете у нас, а уедут немцы - займете свою квартиру.
Примерно в 10 часов ночью появляется самолет и сбрасывает бомбы. Бомбы падали близко, так как дом дрожал, штукатурка со стен падала. Мы все оделись и побежали через луг к своим знакомым на ул. Низовая (улица 60 лет Октября).
Когда возвратились домой утром, то увидели, что бомбы падали вокруг дома: маленькая у палисада, побольше упала на огороде, а самая большая попала в дом, но не в наш, а через дом от нас. Погибла женщина и ее двое дочерей –дошколят. Причем труп одной из них был отброшен взрывной волной далеко на огород. Его нашли только в марте, когда снег начал таять.
Связные нашего советского разведчика, оставленного в Волоконовке, нам объяснили, что в нашем доме был штаб немецкой армии, поэтому и бомбы сброшены на дом.
Коммунист-разведчик был оставлен райкомом партии. Он знал немецкий язык, вошел в доверие немцев и был в Волоконовке в период оккупации «большим» немецким начальником. Волокончане называли его Иудой, предателем, изменником. Он очень помогал жителям через связных пережить период оккупации. Немецкое радио твердило, что Москва освобождена от « красной чумы», что скоро освободят Сталинград и т.д. Но связные нам объясняли, что это вранье, что идут бои под Москвой, большая группа немцев окружена под Сталинградом и т.д.
Дом наш немцы заняли потому, что на улице он был самым лучшим. Дом большой, покрыт железом. Остальные домики, их называли хатами, были маленькие и покрыты ржаной соломой. Дом № 45 – это дом был довоенного богача, конфискованный за крупное воровство и переданный дирекции МТС.
Вот так развивались события 80-летней давности, которые я прекрасно помню, так ковалась наша Победа в тылу.